Заголовок
Сегодня Понедельник, 20 Мая 2024,

на часах 12:09:20 (мск)

Главная страница | Регистрация | Вход

Приветствуем тебя, Пришелец, на нашей базе!

[ Полезная информация ] [ Новые сообщения · Участники · Устав (правила форума) · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Хранилище знаний Древних » Мифология » Египетская мифология, часть 2 (пантеон богов)
Египетская мифология, часть 2 (пантеон богов)
YarinaДата: Воскресенье, 21 Июня 2009, 23:22:43 | Сообщение # 1
Майор


Группа: Переводчики

Сообщений: 560
Статус: В самоволке
Итак, начнем))) Нашла чудесную заначку, где есть обо всех по алфавиту. Буду выкладывать))) Буду рада дополнениям.

Амон

Уже в "Текстах Пирамид" Амон вместе со своей женой Амонет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как "скрытный", он был невидимым дуновением воздуха. Также можно предположить, что в связи с ивийско-берберийским словом "аман", т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным, как правило считается баран с закрученными рогами. Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причём бог имеет прозвище Кематеф, т.е. "тот, который завершает своё время". Как бог столицы Фивы Амон приобрёл в период Нового царства положение бога страны, который назывался Амон-Ра и воплощал сущность бога Солнца. И наконец его считали богом, "который остаётся во всех вещах", как и душа "ба" во всех явлениях.

Анубис

В египетской мифологии - бог царства мертвых, изображался в виде черного лежащего шакала или собаки. Он взвешивает сердца на Суде мёртвых. В начале он почитался как главный бог подземного мира. Со временем многие функции Анубиса перешли к Осирису. За Анубисом же сохранилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевалась маска Анубиса, и он считался в это время самим Анубисом. Последний превращал покойного в ах, душу, загробное блаженное воплощение человека. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. Анубис играет значительную роль в мифе об Осирисе, выступая одним из победителей врага Осириса - Сета.

Атон

Атон прежде всего олицетворяет Солнце, как звезду. Позднее на видимый диск солнца смотрели, как на форму проявления бога Ра; о боге Солнца говорят: "Его тело - это Атон". Уже при Тутмосе IV солнечный диск персонифицируется - Атон сам есть бог Солнца. Царь Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон (т.е. "Это нравится Атону"), возвысил Атона до единственного божества и мифологизировал его образ. В первые пять лет правления Атон изображался в виде человека с головой сокола (следовательно, как до тех пор Ра-Хорахти города Гелиополя), ему соответствует ещё солнечный диск, руки-лучи которого кончаются ладонями и держат бант жизни.



Бастет

Бастет - богиня радости, любви и веселья. Первоначально почиталась, как дочь Ра, его Око, а также отождествлялась с богинями-львицами (Тефнут, Сахмет и др.) Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Священным животным Баст (Бастет) считалась кошка. Празднества в честь Баст сопровождались музыкой и разнузданным весельем.
Богиню, особенно почитали в Бубастите. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем, что во время праздника Баст было запрещено охотиться на львов. Богиня считается матерью бога Мизюзиса - "дикого" львиного бога, который имел прозвище "Господин резня". Во времена Среднего царства в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. "Яростные" качества раннего периода передаются богине Сахмет, которая тем самым становится отрицательной, разрушительной половиной Баст.
Сын Бастет - Махес . Бастет отождествляли с Мут , а также с почитавшимися как Око Ра Тефнут, Сехмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока. Геродот (II, 60) сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.

Бэс

В древнеегипетской мифологии Бэс или Бес - божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи. Египтяне верили, что Бэс изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека, карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось что уродство Бэса отпугивает злых духов. На голове Бэса обычно надета большая тиара из перьев или листьев. Иногда изображался с ножом в руках (Бэс-Аха, "Бэс-воин") или танцующим с музыкальным инструментом (Бэс-Хит, Бэс-Хат, "Танцующий-Бэс", почитавшийся как бог веселья). Нож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

Гор

Египетское божество, воплощенное в соколе; изображался как человек с головой сокола или как крылатое солнце - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально это был хищный бог охоты, впивающийся в свою добычу. Позже он считался сыном Исиды, богом света, борющимся с силами мрака. Его глаза - солнце и луна. Полет его олицетворял смену времен года, а так же дня и ночи, потому что так же первоначально его иногда считали богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростёртыми крыльями.
Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествляется с царём. Для народа правитель был формой правления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне "дворцового фасада", на которой восседал сокол (по имени Гор).
Благодаря дуалистической картине мира у египтян Гор получил в своём брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Осириса Гор становится сыном Осириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Исиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Осириса. Дальнейшая форма Гора - это Гарпократ, т.е. "Гор-ребёнок" с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он - сын Ра проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.

 
YarinaДата: Вторник, 23 Июня 2009, 00:45:29 | Сообщение # 2
Майор


Группа: Переводчики

Сообщений: 560
Статус: В самоволке
Исида

Сестра и жена Осириса, разыскивающая останки своего убитого мужа, которые разбросал злобный Сет по всему миру. Исида собрала тело мужа по кусочкам.
Исида способствовала плодородию, материнству, жизни и здоровью, она покровительствовала путешественникам на море, ей приписывают изобретение паруса. В честь Исиды римляне спускали на воду парусное судно, поклонение Исиды у римлян поощрялось государством. Ее считали создательницей небесных светил, воды и ветра. Женщины считали ее своей заступницей, утешительницей в горе. Муки Исиды делали ее покровительницей угнетенных и униженyых.
Имя богини, вероятно, означает "сиденье", "трон" и идентично знаку, который она несёт на своей голове. Таким образом, Исида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. На стенках гроба она изображается в человеческом обличье с распростёртыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Исида почиталась как "ведьма-колдунья", которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Исида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась "глазом Ра". Платон же, напротив, воспринимал её как лунное божество.

Маат

Маат - богиня миропорядка, истины и справедливости. Почиталась, как Око и дочь Ра. Правящий фараон обязан был поддерживать на земле порядок, установленный Маат. Она же ведает и судьбой фараона. В день его коронации она вместе с другими богами записывает имя фараона, даруя ему бессмертие. Кроме того она записывает решения богов, определяющие наиболее крупные события, которые должны произойти в царствование данного правителя. Маат играет важную роль и в загробном царстве. После допроса умершего богами его сердце взвешивали на весах истины. На одну чашу клали сердце человека, а на другую - перо Маат. Если чаши весов уравновешивались, покойный считался оправданным.
Древнейший иероглиф Маат отражает, вероятно, прямизну тронного пьедестала, который, в свой черёд, символически изображал изначальный холм. Образ этой богини, сидящей со страусовыми перьями на голове - в виде куклы, фараоны приносили в жертву богам. Это означало, что царь олицетворяет божественный порядок. Нередко упоминаются две богини Маат, которые сравнивались с обеими солнечными ладьями (называемыми "маати").

Нейт

Нейт - богиня древнего города Саис, была воинственным божественным существом, о чём говорят её атрибуты - лук, стрелы и щит. Богиня войны благословляет также оружие охотников. Через расположение её культового города в дельте объясняется её близкое отношение к богу-крокодилу Сухосу, которого называют её сыном. В новом царстве она считается "матерью бога", "которая родила бога Ра". Тем самым Нейт встаёт на место древней богини, которая стоит по ту сторону поколений. Сперва через неё было "создано семя богов и людей". Далее Нейт - богиня умерших; уже в "Текстах Пирамид" она стоит на страже вместе с Изидой, Нефтидой и Селкет у носилок Осириса. Посредством бинтов для мумии умерший должен заслужить её божественную защиту. Бинты и соляные растворы являются паром Нейт, которая считалась покровительницей ткачества.

Нут

Нут - богиня неба, дочь бога ветра Шу и богини влаги Тефнут, жена бога земли Геба. В древнейших сказаниях Нут - Небесная Корова, рождающая солнце и других богов. Принимая облик коровы Мехет Урт, Нут рождает золотого теленка, бога солнца Ра. За день теленок взрослеет, становится Быком - солнцем. Вечером Нут соединяется с солнечным Быком и проглатывает его, а утром следующего дня рождает его вновь. Согласно мифу, Геб, не желая, чтобы Нут проглатывала своих детей, поссорился с ней, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, Нут повесив над ним. Нут является и защитницей мертвых. Небесная Корова возносит на небеса души умерших. На небе по древним представлениям, находится загробный мир, дуат, где обитали души мертвых. Позднее Нут стали рассматривать, как покровительницу мертвых наряду с другими богинями и изображать на саркофагах в виде женщины с распростертыми крыльями.
Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землёй, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звёздами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть Нут, из которой умерший пробуждается к новой жизни.

Осирис

Осирис(Усир) — в египетской мифологии бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, выращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотой век изобилия и счастья.
Однако молочный брат Осириса, Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него, Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к финикийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Благодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

Птах (Пта)

Птах - божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также, как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с не украшенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра.
Ему приписывали изобретение этоеого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно Хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

 
YarinaДата: Среда, 24 Июня 2009, 01:06:44 | Сообщение # 3
Майор


Группа: Переводчики

Сообщений: 560
Статус: В самоволке
Ра

Ра — в египетской мифологии бог солнца, верховный бог египтян. Изображался в виде человека с головой сокола, над которой располагался солнечный диск. Согласно древнейшим сказаниям, Ра рождался каждый день от Небесной Коровы (Нут). Кроме того его почитали, как покровителя умершего фараона. В более позднее время Ра рассматривался как бог — творец мира. Когда Геб, бог земли, и Нут, богиня неба, поссорились, Ра приказал отделить их друг от друга. Так возникли земля и небо. Считалось, что Нут утром в облике Небесной Коровы рождает солнечный диск. Его подхватывает и катит по небу Хепри, бог восходящего солнца. В зените солнечный диск принимает сам Ра и везет его дальше в своей священной ладье. Иногда Ра вынужден сражаться с нападающим на солнце гигантским змеем Апопом (так древние египтяне объясняли солнечные затмения).Вечером Ра передает солнце Атуму и тот опускает его за горизонт. В подземном мире Ра с солнечным диском движется в ладье вечности с запада на восток и каждый раз подвергается нападению сил мрака, прежде всего змеи Апопа. Но Ра вместе с другими светлыми богами каждый раз побеждает их. Во время путешествия Ра по небу на ладье его сопровождают и другие боги, которые следят за соблюдением порядка, защищают божественные законы. Ра же, обозревая землю из своей ладьи, наказывает виновных и награждает достойных.
Имя бога Солнца относилось прежде всего к самому светилу. Уже в давние времена Ра имел в Оне (греческое Гелиополь, Город солнца) культовое место; он связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как утренним солнцем, и принял поэтому облик человека с головой сокола. При слиянии Ра с богом-творцом Амоном последний стал богом заходящего солнца. Начиная с Хефрена из четвёртой династии египетские цари называются "сынами солнца". Когда в Среднем царстве Амон встал на вершину пантеона, Ра не мог быть вытеснен; путём слияния в Амон-Ра оба бога укрепили свое положение. В качестве управителя мира бог Солнца в своей ладье пересекает небесный океан, сопровождаемый своим визирем Тотом и соей дочерью Маат, олицетворение космического порядка.
Солнечное светило считалось видимым "животом" хозяина неба, а также толковалось как его глаз.

Сет

С краткой весной; разделил он четыре времени года.
Тут, впервые, сожжен жарой иссушающей, воздух
Стал раскаляться и лед — повисать под ветром морозным.
Тут впервые в домах расселились. Домами служили
Людям пещеры, кусты и лыком скрепленные ветви.
В первый раз семена Церерины в бороздах длинных
Были зарыты, и вол застонал, ярмом удрученный.

Сет — в египетской мифологии бог пустыни, олицетворение злого начала. Сын Геба и богини неба Нут, Сет является богом войны и различных бедствий. Согласно сказаниям, Сет хотел захватить земной престол, принадлежащий Осирису, а также овладеть его женой Исидой. Для этого он осуществил следующий коварный замысел. По его приказанию был изготовлен украшенный золотом сундук, как раз по росту Осириса. Пригласив Осириса вместе с другими богами в гости, Сет показал им сундук и предложил подарить его тому, кто сможет в нем разместиться. Когда Осирис лег в сундук, крышку закрыли, а сундук бросили в Нил. Странствуя по водам, он оказался около финикийского побережья, где был найден Исидой и возвращен в дельту Нила. Здесь его и нашел Сет и в ярости разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. После гибели Осириса Сет стал владыкой Египта. Гор (Хор), сын Осириса, вступает в борьбу с Сетом и побеждает его с помощью Ока Ра. Однако Сету удается выжить после поединка с Гором. Соперники обращаются в суд богов для того, чтобы выяснить, кому принадлежит царство.
Тяжба длилась восемьдесят лет, потому что боги никак не могли найти правильное решение. Лишь вмешательство Осириса положило ей конец. Сет лишился египетского трона и был взят на небеса богом Ра для того, чтобы всех устрашать.
Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правления, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказался в качестве (верхнеегипетского) партнёра (нижнеегипетского) бога царей Гора.
Египетский царь сам объединяет "как наследник обоих братьев" "должности Гора и Сета". Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеёй Апопом. До времени гиксов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя - Сетос. Как "красный" бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла, железные руды называются "костями Сета". С распространением веры в Осириса, Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается чтобы отомстить за своего отца, в последующий борьбе Сет теряет семенные яички, Гор - глаз. Всё же в сердцах сражающихся Тот унял жгучую ярость. В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.


Сухос (Себек)

Сухос (Себек) - в египетской мифологии бог воды и разлива Нила. Согласно "Текстам пирамид", Себек - сын Нейт. Его священное животное - крокодил. Он изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Центр культа Себек относится к периоду правл. XII династии (19 - 18 вв. до н.э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Имя Себек входило в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. В ряде текстов Себек рассматривался как защитник богов и людей (существовало представление, что его свирепость отпугивает силы тьмы), однако нередко выступает как бог, враждебный Ра и Осирису. С развитием религии синкретизма Себек отождествлялся с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В поздний период появилась сопутствующая Себеку богиня - "великая владычица Себектет".
Его главными культовыми городами были Крокодинополь в Фаюме и Ком Омбо в Верхнем Египте. На связь Сухоса с царём богов Гором указывают изображения крокодилов, которые носили голову сокола, украшенную двойной короной. Дальнейшее отождествление с Ра привело к облику крокодила с солнечным диском на голове. Греки изображали Сухоса вообще как Гелиоса с венком из лучей и с крокодилом в руке в качестве атрибута. Понятно, что Сухос также является богом воды - из его пота образуется Нил, "он делает капусту зелёной" и приближается также к облику Осириса.

Тефнут

Тефнут и её брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путём слияния Атума с Ра, Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать солнечным глазом и через него змеёй уреем. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". В буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.


Тот

Тот - в египетской мифологии - бог мудрости, письменности и счета, а так же магии и чародейства. Считался так же богом Луны. Его жена, богиня порядка и истины Маат (по другим мифам Сешет была его женой). Тот изображался в виде человека с головой ибиса, иногда в облике павиана. В руке Тота находится пальмовая ветвь - символ его власти над временем. Тот исполнял обязанности Ра, он записывал время рождения и смерти людей. Присутствовал он на суде над умершими в загробном мире, где записывал приговоры Осириса. Считалось, что он также охраняет умерших, направляющихся в загробный мир. Греки отождествляли Тота с Гермесом.
В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Джекути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту, как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-павианом Хецуром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический намёк на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ: "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счётчиком городов". Отсюда его атрибуты - письменные принадлежности.

 
AlatarelДата: Четверг, 02 Июля 2009, 00:06:44 | Сообщение # 4
Сержант


Группа: Друзья

Сообщений: 17
Статус: В самоволке
Я даже знаю откуда ты это взяла biggrin Еще пять лет назад когда я создавала сайт по Египту пользовалась этим же ресурсом, готовя раздел о богах)))))))

Выпендрюсь и чуть-чуть дополню))))

Апоп
Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Позднее египтяне считали Апопа образом злобного бога пустыни Сета.

Атум

Бог-созидатель Гелиополя - это вполне умозрительный образ. Он является персонификацией хаоса, из которого вышло всё сущее. Он "самовозникающий"; перед тем, как небо отделилось от земли, он был "единым хозяином". В "Текстах Пирамид" он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нём подумать. Атуму посвящён большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное. В "Книге мёртвых" (гл.175) Атум говорит Осирису о конце света, что всё созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею. Атум зачал с помощью самосовокупления первую супружескую пару богов Шу, дуновение ветра, и Тефнут, сырость. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума; "Атум и его рука" появляются на гробах Гелиополя как супружеская пара богов.

Геб
(см. рис где Нут)
Геб - это персонификация земли. В "Текстах Пирамид" говорится, что умерший входит в Геба. Как бог земли, он носит растения, которые растут у него на спине; также из него вытекает вода. Согласно древнему мифу, Геб с богиней неба Нут породил Солнце. Таким образом, он становится "отцом богов"; свою земную власть он передаёт сначала Осирису, затем Гору и, наконец, царю, которого поэтому называют "наследником Геба". Как все космические боги, Геб изображается в образе человека; его знак, правда, гусь, его дочь Исида также один раз названа "яйцом гуся". Можно также встретить изображение Геба с гусем на голове; кроме того, его головным убором часто является нижнеегипетская корона.

Мут
Мут - богиня неба, жена бога Амонa и мать Хонсу; ее священным животным была корова.

Облик фиванской богини Мут прослежен только с периода Среднего царства, но почиталась она уже и раньше. Как правило, она изображается в виде женщины с чучелом коршуна на голове, часто на хохолке коршуна располагается ещё двойная египетская корона - конечно, со времени фиванского господствующего положения.

При возвышении Амона до бога Солнца, Мут становится "глазом Ра"; и так как глаз Солнца прежде всего, олицетворяется в богинях-львицах, Мут получает львиный облик. В позднем Новом царстве Мут переходит на место древнего божества, она считается "матерью солнца, в котором она раскрывается".

Нефтида
Нефтида олицетворяла у древних египтян пустыню и умирающую природу. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осирисa, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке (Исида в дневной). Нефтида и Исида отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами.

Нун
Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Сехмет (Сахмет)
Сехмет - богиня войны, покровительница фараонов, а так же врачей. Согласно одному из мифов, Сехмет по просьбе Ра истребляет восставших против власти старого бога людей. Египтяне считали, что Сехмет приносит засуху и войны, не зная сострадания, карает людей за прегрешения перед богами, а так же защищает владыку мира Ра от злых демонов.

Вместе со своим мужем Птахом и их сыном Нефертемом Сехмет образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная", её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змея Апоп становятся её жертвами. Сехмет изображается в виде львицы или женщины с львиной головой; её оружие - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра".

С возвышением Фив до столицы местная богиня Мут после слияния с Сехмет снова стала здесь почитаться. Царь Аменхотеп III приказал поставить вокруг храма многочисленные львиноголовые статуи Мут-Сехмет.

Наконец, нужно упомянуть Сехмет ещё как "колдунью", магические знания она использовала для исцеления (в медицинских целях).

Упуат
Упуат - в образе стоящего вертикально животного из семейства собачьих (шакала или волка) изображается бог Ликрополя. Имя Упуат означает "открывать пути", и он должен был настраивать на победоносный исход войны. Воинственному характеру бога соответствуют также его атрибуты - булава и лук. Как "проводник богов" Упуат открывает своим штандартом праздничное царское шествие. Но не только перед царём, но и перед Осирисом впереди бог, похожий на шакала.

Под впечатлением умозрительных идей мистерии Осириса, проводимой в Абидосе, и содержащейся в ней символики воскрешения, многие египтяне велели выбивать на надгробном камне своё желание: "Видеть красоту Упуата при первом выходе". В конце концов, бог в Абидосе в образе двух штандартов идёт впереди похоронной процессии и стоит затем в гробнице на страже около умершего.

Хатор
Хатор - богиня неба и любви, веселья, покровительница материнства...

Представлялась в виде небесной коровы, которая каждый день рождала солнечный диск. Ее изображали в виде женщины с головой коровы. Хатор была дочерью Ра, супругой бога Гора. Хатор почиталась и как богиня львица, и как Око Ра. Когда люди восстали против одряхлевшего бога Ра, Хатор в виде женщины - львицы набросилась на людей и стала убивать их, пожирая тела и напиваясь их кровью. Даже боги ужаснулись жестокости богини, но никакие уговоры не могли ее остановить. Тогда боги приготовили пиво, окрасили его в красный цвет, и вылили на месте человеческого побоища. Богиня приняла пиво за кровь и начала его жадно лакать. Охмелев, богиня прекратила уничтожать людей.

Но больше Хатор почиталась как богиня любви, веселья, покровительница материнства. Она заботилась о счастье молодоженов и крепости их семейных уз.

Имя богини означает "дом Гора"; ему также соответствует знак-картинка, который показывает сокола Гора в доме. В древние времена богиня неба считалась матерью бога Солнца Гора, пока её место не заняла Исида. Через распространённое в дельте Нила представление о небе, как о громадной корове, Хатор получила облик коровы. Фигурка из 18-й династии (сейчас в Египетском музее Каира) показывает, как Хатор в образе коровы охраняет царя. В большинстве случаев богиня предстаёт в человеческом облике, причём она носит на голове коровьи рога с солнечным диском между ними. Согласно древнему мифу, Хатор должна была поднять на небо на своих рогах юного солнечного мальчика.

И, наконец, носительница солнца сама приравнивалась к солнцу, при этом её интерпретировали как глаз Солнца. Уже в Древнем царстве Дендера была главным культовым местом Хатор; её культовый символ - круглый столб, с которого глядят вниз две коровьи головы, в Дендере - две женские головы с коровьими ушами. Богиня считается "женской душой с двумя лицами".

В Фивах Хатор в облике коровы почиталась как богиня мёртвых. Желанием умирающих было "быть в свите Хатор", которая также воспринимается как заходящие солнце, и она охраняет от власти тьмы. Одним из её более частых атрибутов является систр, инструмент в виде трещотки; Хатор также богиня танца, музыки и любви.

Хнум
Хнум - До раннего периода Древнего царства Хнум почитался в образе барана, затем представляемый в виде человека с головой барана. В Элефантине он считался стражем родников Нила, который порождает наводнение (половодье, затопление).

Более важной функцией является функция творца: Хнум лепит на глиняном круге тело ребёнка и заставляет его в семени (зародыше) попасть в живот матери. Его прозвище "Ваятель, который оживляет". Так он создал богов. Он - "отец отцов, мать матерей". Вместе с богиней Хекет он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум - творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нём объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Осирис (нижний мир) и Геб (земля). Так следует понимать четырёхголовые изображения Хнума.

Имя бога означает "баран", и относилось оно вначале к различным "бараньим богам", которые в исторические времена большей частью исчезли.

Хонс (Хонсу)
Хонс Хонс - имя фиванского бога, означает "Странствующий". Имеется в виду странствование по небу, ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами.

Через божественное детство - отец Амон, мать - Мут Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за близости к богу-соколу Гору, Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском.

Под названием "Хонс-ребёнок" следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты диких зверей. В этом качестве "Хонса-советчика" (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

Шу
По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу (воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его, таким образом, от земли; Шу перенимает функцию носителя неба.

Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.(?)


Имя не просто сплетение звуков - это ты, твое я...

Сообщение отредактировал Alatarel - Четверг, 02 Июля 2009, 00:11:51
 
ХейлиДата: Четверг, 19 Августа 2010, 07:49:22 | Сообщение # 5
Инспектор Брифинг-отдела
Майор


Группа: Друзья

Сообщений: 287
Статус: В самоволке
ГОР,Гер - Имя Гора изначально обозначались по крайне мере два совершенно разных божества;Гор,сын Исиды и Гор,бог солнца. В дальнейшем была попытка объединить эти божества, а также уподобить войну, которую Гор,бог солнца,ввел с силами тьмы, продолжительному сражению Гора,сына Исиды. с Сетом, убивших его отца.Первоначальное значение Гора,бог солнца, которого греки отождествляли со своим Аполлонам,не имело не чего общего с Гором, сыном Исиды.Вообще говоря , бога солнца солнца можно отличить от своего тезки по определенным дополнительным именам, которые были различны в разных номах или городах где ему поклонялись. С течением времени каждая отличная от других форма проявления бога становилась самостоятельным божеством. Среди форм проявления Гора, бога солнца,следующие формы представляют особую важность:
Гер-Ур, Гор - старший, который был особенно почитаемым в Летополе по соседству с Мемфисом.Местом его рождения считался город Аполлинополь , а его матерью была - богиня Хатхор.В Омбосе (Верхней Египет) ему так же был посвящен большой храм.Его изображали в виде человека с головой ястреба или просто в виде ястреба.
Гер-Мер-Ти - Гор Двуглазый т.е солнце и луна,Владыка Шеденну , города в Нижнем Египте в номе Фарбетус. В более поздние времена его отождествляли с порожающей силой природы, с луной, превратившись таким обзором из бога солнца в бога луны.
Гер- Кхент-Ан-Ма. Гор Владыка Невидящих, бог города Летополис, который должен был быть слеп и символизировал солнечное затмение.Среди его священных животных была землеройка,которая, согласно Плутарху, получила в Египте божественны почести,потому что она была слепой ,а так же потому что тьма древнее света[i][u]


Человек, если он считает себя человеком, должен пожертвовать собой во имя того, что важнее его жизни.


Сообщение отредактировал Хейли - Четверг, 19 Августа 2010, 08:00:48
 
qwertyuДата: Четверг, 19 Августа 2010, 17:21:13 | Сообщение # 6
Капитан


Группа: Друзья

Сообщений: 229
Статус: В самоволке
а почему не все картинки загружаются?

Звёздные Врата, НЕ вымысел!!!----Звёздные Врата-РЕАЛЬНОСТЬ!!!

 
Форум » Хранилище знаний Древних » Мифология » Египетская мифология, часть 2 (пантеон богов)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:











Наши партнёры и друзья:

Все размещённые на сайте материалы являются собственностью их изготовителя, и защищены законодательством об авторском праве. Использование материалов иначе как для ознакомления влечёт ответственность, предусмотренную соответствующим законодательством. При цитировании материалов ссылка на зв1-тв.рф обязательна!

© ЗВ-1-ТВ.РФ