Вита́лий Алекса́ндрович Петро́в (родился 8 сентября 1984 года в Выборге) — российский автогонщик. Постоянно проживает в испанской Валенсии. Также известен под прозвищем «выборгская ракета». С 31 января 2010 года пилот команды «Рено» в Формуле-1. Первый российский пилот, когда-либо выступавший в рамках чемпионата Формулы-1.Карьера
Ранние годы В отличие от большинства современных пилотов Формулы-1, Петров не участвовал в картинге. Карьеру он начал с Кубка «Лада» в 2001 году, когда ему было уже 17 лет. Он выступал в этой серии до 2002 года, доминировал в ней, выиграв все этапы и набрав максимальное число очков.
Формула-Рено
В 2003-м Виталий перешёл в итальянскую Формулу-Renault, выступал за команду Euronova Racing и финишировал в чемпионате 19-м. Также в том сезоне он финишировал четвёртым в британском зимнем чемпионате Формулы-Renault в конце сезона. В Кальяри он дебютировал в европейском чемпионате Формулы-3000.
Возвращение в Россию
В 2004-м Виталий принял участие в первом сезоне нового российского чемпионата Lada Revolution. Он стартовал с поул-позиции во всех гонках, а финишировал только вторым. После этого он вернулся в Евро Формулу-3000.
В 2005-м Петров вновь вернулся в Россию и выиграл чемпионаты Lada Revolution с десятью победами и Формулу-1600 с четырьмя.
Евросерия 3000
В 2006-м Петров выступал в Евросерии-3000 за команду Euronova Racing. Он закончил чемпионат третьим, десять раз попав на подиум и одержав четыре победы: на Хунгароринге, в Мюджелло, Сильверстоуне и Каталунье-Монтмело. Кроме этого, он принял участие в чемпионате европейских чемпионов, заняв поул в гонке в Брно.
GP2
Гонка на Нюрбургринге в 2009 году
В 2006 году Виталий Петров впервые принял участие в международных соревнованиях — в серии GP2. В этой серии он одержал четыре победы: по одной в сезоне 2007 и в сезоне 2008 за команду Campos Grand Prix, и две в сезоне 2009 за команду Barwa Addax. Он также финишировал на третьей позиции в сезоне 2008 GP2 Asia позади Ромэна Грожана и Себастьена Буэми, занявших первое и второе место соответственно.
В 2009 году Виталий Петров уверенно начал сезон и занимал второе место в чемпионате вслед за своим напарником по команде Barwa Addax Ромэном Грожаном. После ухода Грожана в команду Формулы-1 Renault, где тот заменил уволенного Пике, Виталий некоторое время возглавлял турнирную таблицу. Однако он не сумел удержать лидерство и по итогам чемпионата стал вице-чемпионом, уступив Нико Хюлькенбергу. По ходу сезона Виталий Петров одержал две победы и завоевал две поул-позиции.
Формула-1
Контракт с Renault
Дождевые тесты в Хересе в феврале 2010 года
Петров стал первым россиянином, участвующим в Формуле-1 — его дебют состоялся в марте на Гран-при Бахрейна 2010 года.
Руководитель команды Renault F1 Team Эрик Булье сказал:
« Для Виталия это особенный день, и мы приветствуем его в команде. Мы понимаем, что Виталию как новичку предстоит многому научиться в этом сезоне, но он показывал превосходные результаты в GP2 в минувшем году и этим подчеркнул, что готов к переходу в Формулу-1. Выступая вместе с Робертом, Виталий получит отличный ориентир для дальнейшего роста, и я уверен, что он подтвердит тот потенциал, который демонстрировал по ходу всей карьеры. »
Виталий Петров добавил:
« Для меня это невероятная возможность, и мне по-настоящему хочется работать в команде в новом сезоне. Я всегда мечтал выступать в Формуле-1 и очень рад тому, что дебютирую в такой сильной команде, как Renault. До первой гонки еще больше месяца, и я постараюсь провести с командой как можно больше времени, чтобы до Гран-при Бахрейна полностью подготовиться к выступлениям. »
В трех первых гонках Петров не смог финишировать, но на Гран-при Китая занял уже 7 место, обогнав в конце гонки несколько болидов, в том числе Михаэля Шумахера и Марка Уэббера.
Финансовые проблемы и их решение
Договор с Renault подразумевал спонсорские отчисления команде общей суммой 15 миллионов евро. Первая часть должна была быть внесена до 1 марта, вторая — не позднее июля. Вскоре после подписания контракта стало известно, что Виталий Петров испытывает серьёзные финансовые проблемы. А отец гонщика заявил, что если не будет найдено дополнительное финансирование, Виталий может потерять место в Renault досрочно. Однако пресс-служба гонщика выступила с опровержением этой информации.
Менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко так прокомментировала эти события в интервью:
« До конца года мы должны внести оставшуюся часть средств — 7,5 миллионов евро. Если мы не закроем этот опцион, то потеряем какое-то количество прав на гонщика на некоторый период времени. Разумеется, мы в этом не заинтересованы. »
1 марта о поддержке выступлений Виталия Петрова в Формуле-1 публично заявил Владимир Путин в ходе встречи с Карлосом Гоном. 2 марта пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил, что Россия будет спонсировать выступления Виталия. «Финансирование будет осуществляться из различных источников, в первую очередь внебюджетных», — рассказал Песков. Уже 4 марта машина Renault R30 была представлена с логотипами Lada благодаря заключённому контракту с госкорпорацией «Ростехнологии».
Что касается других финансовых подробностей пребывания Петрова в «Рено», то его менеджер Оксана Косаченко заявила о том, что ее подопечный выступает за французскую команду бесплатно.
« «У Петрова пока нет такого понятия, как «зарплата». Пилот учится, он сейчас как студент. На что он живет? Есть папа, семья. Остальное берет на себя команда: питание, перелеты, гостиницы… На Виталия ложатся только личные расходы и телефонные переговоры». »
Сезон-2010
Первые три гонки прошли для Виталия безрезультативно: в Бахрейне у него рассыпалась подвеска переднего правого колеса, в Австралии он вылетел в гравий, в Малайзии сломалась коробка передач. В общей сложности, в первых трёх гонках он прошёл менее трети дистанции. При этом он запомнился отличными стартами, во время которых в каждой гонке отыгрывал от двух до шести позиций, а также агрессивными и результативными атаками на соперников. В частности, запомнилась его двухкруговая дуэль с Хэмилтоном в Малайзии, которую он хотя и проиграл, но смотрелся при этом хорошо для новичка. Первые очки Виталий набрал в дождевой гонке в Китае, выбрав верную стратегию замены шин, а также обогнав на последних кругах ряд соперников, в том числе Михаэля Шумахера и Марка Уэббера.
Берни Экклстоун оценил выступления Петрова в первых гонках следующим образом:
« На мой взгляд, он достаточно подготовлен, в том числе и физически, чтобы добраться до финиша. Ему хватило сил, он не «умирал» в кокпите и не сломался психологически. Пока он новичок в этой игре – нужно время, чтобы освоиться. »
На Гран-при Турции Петров показал свой первый лучший круг в гонке.
Далее, по ходу сезона руководитель команды Эрик Булье так оценил выступления гонщика:
« Петров превзошёл наши ожидания. Он достоин называться пилотом Формулы-1. Важно помнить, что он дебютант Формулы-1. »
На Гран-при Германии Виталий Петров квалифицировался 13-м, но на старте смог обогнать Нико Хюлькенберга. Затем он смог сберечь мягкий тип резины и проехать на нем большее число кругов чем его соперники. Это позволило ему пересидеть Рубенса Баррикелло. После того как Петров совершил пит-стоп, он обогнал Камуи Кобаяси и переместился на 11 место. После того как Педро Де Ля Роса совершил свой пит-стоп, Петров переместился на 10 место и остался на нём до финиша. Таким образом, Петров второй раз в своей карьере смог набрать очки. На Гран-при Венгрии Виталий впервые в карьере опередил своего напарника Роберта Кубицу в квалификации, показав лучший в карьере 7-й результат, а в гонке занял 5-е место, пропустив вперёд только пилотов Red Bull и Ferrari.