НАЗВАНИЕ: Орбан
Эту планету населяет миролюбивая и весьма быстро развивающаяся человеческая цивилизация. Это одно из самых совершенных человеческих обществ. Им удалось в течение десятилетий совершить то, на что человечеству понадобились века. Они ещё не достигли уровня технологий гоаулдов, когда с ними были установлены дипломатические отношения, но, скорее всего, были недалеки от этого.
Археологические исследования планеты, в частности, пирамиды солнца, позволили доктору Джексону выяснить, что их предками являются ацтеки - крупный индейский народ, населявший центральную Америку. Дэниелу был известен их город в доколумбовой Америке Теотиуакан. Он был даже больше, чем древний Рим. Пирамида, мозаики и фигурка ацтекской богини воды Чалчиутликое говорили о том, что этот народ населял планету в древние времена. Теотиуакан в своё время время процветал как религиозный и торговый центр, пока в 750 году до н.э. не случилась катастрофа. Вероятно, его падение вызвано вторжением гоаулдов. А орбанианцы - потомки этого народа. Кроме того, были свидетельства того, что за последние несколько сотен лет на Орбане побывали гоаулды.
Знания же орбанианцы получают весьма необычным способом: они используют наниты. По словам девочки Мерин, они изобрели их в лаборатории 49 лет назад. С тех пор их имеет каждый житель Орбана. Их качественный состав обновляется после специальной процедуры, называемой Авериум - изъятие наномашин у особых детей, называемых уронами, цель которых - сбор новых знаний. и быстрое их заучивание. Каждый урон получает миллион нанитов при рождении, так как это надо сделать прежде, чем разовьются нейронные связи мозга. То есть они своего рода дополнительные синапсы. В отличие от нанитов, содержащихся в крови жителей Аргоса, они не ускоряют жизнь своих обладателей и не могут самостоятельно покинуть тело, поэтому совершенно безопасны. Если они плохо работают, они выходят из мозга и попадают в кровь, теряя активность.
Авериум - это процедура изъятия нанитов у урона, после которой наниты распределяются между остальными людьми и новыми уронами. Каждому взрослому и урону делается прививка из нанитов, которые становятся частью их синаптической системы. То есть уроны передают взрослым свои знания в буквальном смысле. Однако у такой системы есть отрицательная сторона. Наниты ограждают мозг ребёнка от развития, и в результате после Авериума они ведут себя, как младенцы: они ничего не говорят, никого не узнают, то есть теряют себя. Это похоже на своего рода "высасывание мозгов". И жители Орбана не видят в этом ничего плохого, а дети-уроны считают, что это нужно их народу, поэтому процедура их так же совершенно не тревожит. Ещё одним минусом такого способа обучения является то, что уроны не знают в своей жизни ничего, кроме получения и обмена знаниями. Учение - их единственная цель в жизни, и никто из орбанианцев понятия не имеет о том, что такое быть ребёнком. Они даже спят мало. И для них наиболее эффективный способ обучения - получать готовые правильные ответы на интересующие вопросы. Пример же Калана и его сына Томина говорит о том, что к вопросу родителей и детей, хотя с уронами после Авериума обращаются очень хорошо, подходят так же чисто с научной точки зрения, то есть даже для Калана были интересны только знания, которые собрал Томин.
Друзья, очень недовольные таким раскладом, тщетно пытались убедить Калана и Мерин отказаться от Авериума. Калан был уверен, что знания Мерин нужны Орбану, а Мерин уверяла, что быть избранной - большая честь, и никого не должно волновать, что будет после Авериума. К тому же Калан рассказал, что Мерин единственная, кто 10 лет изучал технологию наквадах-реактора - одну из важнейших разработок, которой орбанианцы с удовольствием поделились с майором Картер и ставшей большим прорывом Земли в получении внеземных технологий - без Авериума Мерин орбанианцы не смогут продолжать изыскания, и им придётся ждать ещё 20 лет нового урона. Мерин знает о своём долге, поэтому пытаться убедить её в обратном совершенно бесполезно.
Тем не менее, когда благодаря помощи Мерин, майор Картер сумела создать первый опытный образец наквадах-реактора, который впоследствии станет основой для серийного производства новых энергоустановок, полковник О'Нилл вопреки требованию Калана тайком вывел Мерин с базы и сводил в школу, в которую ходила Кассандра. Джек, которого знали все ребята в этой школе, не намеревался оставить девочку насильно: он просто считал своим долгом показать малышке, что такое "быть ребёнком"! После весёлых игр со школьниками Мерин сводили на урок рисования. Хотя девочка, у которой в голове постоянно висела структура наквадах-реактора, хотела нарисовать всё ту же картину, Джек попросил её подойти к этому делу творчески! То есть нарисовать не машину, а красивый сад. Когда Мерин закончила своё произведение, обоим очень понравилась картина, и Джек сказал, что Мерин нужно только попросить - он придумает, как это сделать. Но девочка осталась верна своей цели.
Однако подобный обмен знаниями и умениями неожиданно дал потрясающий результат! Вскоре Калан, необычайно довольный, вновь пригласил друзей на Орбан, где те смогли убедиться, насколько ценным оказалось то, чему научил Мерин Джек: дети Орбана тоже весело играли в мячик и другие забавы, а Калан с гордостью представил ЗВ-1 своего сына Томина, которого собрался учить вполне традиционным земным методом, который прежде жителям Орбана знаком не был. И хотя Томин и Мерин пока по-прежнему были неразвитыми детьми, всё стало идти к тому, что положение в скором времени будет исправлено.
Ключевые серии: Кривая обучения